jack_jumper (jack_jumper) wrote,
jack_jumper
jack_jumper

День учителя

Сегодня Украина, как оказалось, празднует день учителя и я использую этот повод для того, чтобы снова написать про школу. В прошлые разы я рассказывал про своих учителей, но обещал написать и про учебный процесс. Выполняю обещанное, хоть и с опозданием в месяц (хотел написать 1 сентября, но не вышло).

Музыка. Музыка была у нас в школе редкой, редчайшей хренью! В начальных или средних классах мама купила мне такую простенькую тетрадку для музыки формата А4 с нотным станом внутри и аутентичной украинской кобзой снаружи. За несколько лет использования тетрадка эта немного поистоскалась, но, набирая сейчас этот текст, как-то даже и не вспомню, чтобы она у меня закончилась. По-моему, просто была выброшена за ненадобностью после нескольких уроков по написанию нот. Впрочем, вёрнемся к нашим баранам. Всё обучение такому, казалось бы, интересному предмету у нас свелось, наверное, к рассказам про "Битлов" и некоторых выдающихся композиторов. Преподше все это было не интересно, нам тоже. Тем более, что угнетал сам кабинет, где нас обучали музицированию: дело в том, что для музыки надо было иметь под рукой хоть один музыкальный инструмент, а в большинстве школ - это пианино, которое, как "Аврора" стоит на вечном приколе в каком-то кабинете. И вот, в этот кабинет нам надо было ходить, но дело в том, что тот класс на порядки проигрывал даже нашему классу (хоть последний и был так себе) - с желтыми и отклеивающимися обоями от прошлого потопа, холодный и, вот это главное, с табуретками вместо стульев и табуретко-подобными партами, которые больше походили на столы, выращенные из маленьких табуреток, чем на парты. Вот, как сейчас помню, стол-парта был квадратной формы с ящичком, который должен был выдвигаться, но у некоторых его предусмотрительно забили гвоздём и табуретка ему под стать - такой же формы и цвета. Интересно, а сейчас все это дело убрали или так и оставили?

Впрочем, помню, один раз нам учительница привела на урок местного певца, который за 10 копеек с носа прозанимался с нами один урок. 10 копеек сейчас - это, вообще, ни о чем, а в середине 90-х, если собрать с 30 человек 3 гривны, то можно было один раз покушать, например. Я даже угадал одну из напетых им мелодий :)

Труды. В первых классах классических трудов у нас не было, а был предмет, название которого на русском звучит немного смешно - "праця". Классическая праця - это такой ненапряжный детский труд. Например, на этом уроке меня научили пришивать пуговицы, плести косички из макраме (я эту тему плохо освоил) и тому подобное. "Працю" у нас вела пенсионерка небольшого роста с рыжими волосами и ядрёной советской закалкой, которая сильно отличалась от молоденькой классной руководительницы.

Труды в старших классах у нас вел закаленный заводами трудовик, про которого я уже писал. Все труды у нас проходили в двух кабинетах - столярке и слесарке. В первой занимались столярными работами, а во второй работали по металлу. Хуже всего было тогда, когда трудовик заставлял сидеть над тетрадкой и чертить нудные чертежи. Дело это я не любил, зато, когда ставили к станку, настроение резко повышалось, ведь, можно было поработать, а не сидеть 45 минут, пытаясь начертить нахрен никому не нужный чертеж совка или полочки, например. Промежуточным звеном между сидением на попе ровно за столом и стоянием за токарно-винторезным станком была работа над заготовкой. Чаще всего, это выливалось в ее обработку напильником. Для этого, надо было взять из стола учителя старый, как говно мамонта ящичек с инструментами, который включал в себя, собственно, сам напильник, уголок, молоток (кажется), два небольших уголка для закрепления заготовки и еще что-то, не помню что. Далее, выдавался кусок металла, который надо было вдумчиво обрабатывать в течении урока. Обработка, чаще всего, заключалась в том, что надо было снять слой ржавчины и выровнять выпуклую поверхность. Зрада и ганьба, конечно же, заключалась в том, что напильник, сука такая, был почти лысым на середине и только по краям можно было нащупать нормальную насечку. Получаемая в ходе обработки металлическая пыль забивалась в нос, вызывая неприятное жжение.

Отдельно напишу про само учебное место. Как я написал выше, у нас была столярка и слесарка. В слесарке каждому ученику полагалось по отдельному рабочему месту в виде стола и выдвигающегося псевдостула на петле, на котором можно было немного покататься. Слева от сидящего ученика имелись тиски, а прямо напротив - перегородка из оргстекла, за которой сидел одноклассник. Справа и слева без всяких перегородок за такими же столами сидели другие одноклассники. Тиски в классе делились на три вида - большие, средние и маленькие, что должно было соответствовать размерам учеников, работающих за ними.

В столярке все было устроено несколько не так - вместо индивидуальных мест была одна парта на 4 пацанов, в которой имелись тиски, только (внимание!!!) сделанные из дерева, т.е. их надо было вкручивать через резьбу (тоже деревянную) внутрь для закрепления деревяшки. Откровенно говоря, не помню, чтобы мы хоть раз пользовались ими по назначению. Чисто по ощущениям, в столярке мне нравилось куда больше, чем в слесарке, но это дело вкуса, конечно.

Лучше всего было убирать территорию школы, конечно, ведь можно было поработать физически :)

Пару лет назад заглядывал через окно в классы, где приходилось учиться и создалось впечатление, что там уже никто не занимается.

География. Про географию, кроме того, что она мне нравилась, как предмет, написать особо нечего. Разве что, упомяну про нашу первую географичку. Дама была, в некотором роде, фанатом своего дела и в средних классах, целый год, мы вели тетрадь учета погоды. Смысл сей тетради заключался в том, что ученику каждое утро надо было заносить туда данные о погоде - температуру, осадки и скорость и направление ветра. Если с первыми двумя параметрами еще можно было, грубо говоря, порешать на месте, то со скоростью и направлением ветра возникали трудности из-за того, что просто высунувшись из окна получить данные не представлялось возможным, поэтому, приходилось записывать скорость и направление ветра в эту тетрадь от балды или списывать у одноклассников.

На этом первую часть рассказа про учебный процесс закончу и продолжу ее уже в мае следующего года. Постараюсь рассказать про физкультуру, информатику, химию, менеджмент, английский, укрмову, хореографию и эстетику, психологию и ДПЮ, наверное.
Tags: разное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments